Режим чтения

ЛЮБОПЫТНЫЙ БУРУНДУК


Встретился мне однажды куст черёмухи, увешанный спелыми плодами. Я остановился и стал есть вкусные чёрные плоды, а косточки, не глядя, бросал под ноги. Вскоре под ногами кто-то стал явственно шуршать, и я увидел бурундука. Он собирал брошенные мною косточки и ничуть не боялся. Была на носу поздняя осень, а кормов у бедняги запасено, видимо, мало. Черёмухи было много лишь на концах ветвей, и добраться до них бурундук не мог. Конечно, я собрал всю черёмуху с этого куста, единственного в тех местах, и сложил кучкой у старого пня, в корнях которого жил бурундук. Немного поосторожничав, зверёк начал перетаскивать запас в свою кладовую.
Бурундуки в лесу встречаются повсюду, даже высоко в горах, в зарослях кедрового стланика, там, где уже и лес не растёт. И бывает их иногда очень много. На Баргузинском, Байкальском хребтах, на Восточном Саяне, Хамар-Дабане и других регионах Прибайкалья на один километр хода по тайге, бывает, насчитываешь их около десятка.
Бурундук – великий ценитель орехов кедровой сосны и кедрового стланика. В урожайные на орехи осени в лесах эти зверьки целыми днями запасают в свои норки отборные орешки. Они приносят их в защёчных мешках, куда входит более двадцати орехов. Едят бурундуки и ягоды, и насекомых, и семена трав.
Зверьки трудятся не только для себя, тот, кто бывает в тайге, видел неглубокие, иногда наклонно вырытые ямы, часто среди вывороченных камней. Здесь была кладовая бурундука, которую по запаху орехов обнаружил и разрыл медведь – он весной, бывает, и осенью часто пускает «по миру» полосатых хозяев склада.
От зимнего сна бурундук просыпается приблизительно в одно время с медведем – во второй половине апреля. Сон продолжается около полугода, за это время зверёк сильно худеет.
В первой половине июня рождаются бурундучата, в семье их бывает, в среднем, около пяти. Через месяц-полтора бурундучки покидают мамин домик и уходят кто куда, в самостоятельную жизнь.
Среди жителей лесных поселений широко распространено убеждение, что бурундук, чуя приближающуюся непогоду, издаёт особые звуки: долго, монотонно, с одного места «улькает».
Однажды на своих многодневных исследовательских маршрутах по тайге я решил проверить, так ли это. В дневнике я расчертил табличку, куда записывал время, когда заносил «ульканье» бурундука, и состояние погоды. Выяснилось, что в среднем через двенадцать часов во всех случаях появляется облачность, хотя дождь бывал далеко не всегда. По-видимому, «улькает» бурундук, почувствовав изменение давления и влажности.
Бурундук проявляет иногда странное любопытство. Я вспоминаю такой случай.
Осень на Нижнюю Тунгуску приходит рано, сохнут и желтеют травы уже в июле, а в августе желтеет и хвоя лиственницы. Я иду по таёжной тропинке к реке. Вот уже и ельник прибрежный. Высокие травы пожухли, с кустов опала листва, подсохла и мягко хрустит под ногами. Иду и слышу – кто-то следует за мной, звук ещё какой-то близко. Остановлюсь, оглянусь – никого нет. Пойду снова – шуршит позади. Вчера где-то здесь медведь гонял ербогачёнских коров – не меня ли скрадывает?! Пошёл пятясь, – шорох не в ельнике, а почти под ногами. Фу, ты, господи! – бурундук. Пойду я, поскачет за мной в трёх шагах и он. Стану, он сядет на тропинке и сидит, не шелохнувшись. Трава высокая, тропинка узкая – его почти не видно. Так неизвестно зачем проводил он меня около сотни метров, затем пропал в траве.
Если нет урожая орехов, бурундук запасает семена трав. Забавно смотреть, как, привстав на задние лапки, передними он сгибает, иногда наваливаясь телом, какую-нибудь травинку с созревшими семенами. А то прыгает, пытаясь схватиться за вершинку и пригнуть стебель. Быстро вышелушив семена, бурундук отпускает стебель, тот с шорохом распрямляется, а бурундук мчится домой или высматривает следующий.
У бурундука много врагов – от соболя, колонка до ястреба-тетеревятника, не говоря уж о медведе, который, выкапывая ореховый запас, обнаруживает иногда и съедает весь выводок бурундучат.
В раскраске диких зверей существует три основных типа: однотонная, пятнистая, полосатая. Мыши, куницеобразные и другие чаще однотонные, рысь, кабарга – пятнистые, тигр, бурундук – полосатые. Бурундук, наверное, хотел раскраситься под грозного и могучего тигра, да ошибся: полоски нарисовал на шкурке не поперёк, а вдоль. И стал бурундуком – самым, пожалуй, симпатичным зверьком наших лесов.
Встретив бурундука, как бы ты ни устал на таёжном маршруте, обязательно остановишься, чтобы посмотреть на него, а я ещё, как всегда, скажу ему что-нибудь приятное – вроде: ну, беги, дальше, если хочешь. А хочешь – посиди тут, я полюбуюсь тобой, милый полосатик.


Семен Климович Устинов

Фотогалерея

6
21
23
1
7
22
20
4